Здоровые дети-в здоровой семье

ast

П.А.Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, предложил 7 февраля 2014 года, в день открытия Олимпийских игр в Сочи, провести  всероссийский урок  «Здоровые дети – в здоровой семье».

Письмо № 12_0707-2013 от 09.07.2013

«Приоритетом современной государственной политики России является охрана и зашита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение в регионах здоровьесберегающих технологий. Дети должны стать активными участниками в реализации ЭТИХ важнейших социальных задач. В связи с этим в преддверии начала нового учебного года предлагаю 1 сентября 2013 года провести в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях во всех регионах страны уроков «Здоровые дети — в здоровой семье».

Мною направлено письмо в адрес Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова с просьбой разработать и направить руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и проведению уроков «Здоровые дети — в здоровой семье» с учетом передового регионального опыта сохранения и поддержки физического, психического, нравственного и духовного здоровья семей с несовершеннолетними детьми.

Рекомендации родителям по здоровому образу жизни детей

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Секрет этой гармонии прост- здоровый образ жизни:

        поддержание физического здоровья,

        отсутствие вредных привычек,

        правильное питание,

        альтруистическое отношение к людям,

        радостное ощущение своего существования в этом мире.

Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: В здоровом теле  здоровый дух. Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Да, настало время, когда каждый должен не только думать о своем здоровье, но и действовать, так как к здоровому образу жизни, счастью, долголетию дорогу ты выбираешь сам! Дорога жизни бывает трудна. Хотелось бы, чтобы на вашем жизненном пути и на пути ваших детей никогда не встречались губительные дорожные знаки: СПИД, Алкоголь, Наркотики, Никотин и др.

Подрастают дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача — помочь им сохранить этот дар природы.

Правильное питание  это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания  основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать непросто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества. Нужно учитывать и продолжительность приемов пищи, и продолжительность интервалов между этими приемами. Разумный режим питания обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму подходит четырехразовое полноценное питание. В ваших силах обеспечить ребят знаниями о правильном режиме питания.

Нельзя забывать о том, что семья для подростка  это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношения к самому себе и к окружающим его людям. Основные принципы поддержки подростка:

�        терпение

�        внимание

�        тактичность и деликатность

�        точные используемые слова, как важного инструмента в отношениях

�        умение поставить себя на место ребенка

гибкая система контроля, не довлеющая, над сознанием ребенка и поддерживающая его

�        ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде вредных привычек.

Надо стараться, чтобы ребенок участвовал в социальных и школьных программах, посвященных здоровью: это поможет не только развить здоровые привычки и понимание важности собственного здоровья, но также позволит найти новых друзей и развить способности ребенка.

ЗДОРОВЬЕ- ЭТО ГЛАВНОЕ!

   Современным ученикам приходится нелегко: в школе у них до восьми уроков в день, а после учебы еще и домашние задания готовить нужно. Так что времени на отдых вообще не остается. Как помочь ребенку выдержать такую нагрузку и при этом не расшатать свое здоровье?

Специалисты отмечают, что сегодня только десять процентов детей оканчивают школу здоровыми. Остальные же школяры имеют различные проблемы со зрением, пищеварением, осанкой и другие неприятные вещи. Избежать  неприятностей  со здоровьем  учеников можно, но при этом нужно соблюдать  некоторые правила.

Питаемся правильно

Растущий организм школьника необходимо обеспечивать полноценным питанием. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества должны обязательно входить в рацион ученика.

Особенно стоит обратить внимание на питьевую воду. Она должна быть бутилированной или кипяченой. Употреблять водопроводную воду нельзя! Кофеин, кофе, чай, продукты, содержащие кофеин, должны присутствовать в организме ученика лишь в очень небольших количествах. Следует исключить из рациона ребенка жирное, острое и соленое мясо. Желательно, чтобы оно было мягким,  подверженным  хорошей термической обработке. То же самое относится и к рыбе.

Молочные продукты занимают важное место в рационе ребенка. Поэтому молоко, кефир, творог ученику нужно есть ежедневно.

Стрессы и умственное перенапряжение провоцируют развитие у школьников гастритов и других болезней  желудочно-кишечного тракта. Что же делать, чтобы избежать этого?

Как сохранить зрение

В течение учебного процесса глаза школьника подвергаются серьезной нагрузке. Поэтому родителям следует всерьез заняться профилактикой заболеваний глаз.

Во-первых, очень важно организовать в комнате ребенка правильное освещение. Свет на стол должен падать с левой стороны. А вечером лампа тоже ставится с левой стороны. Остальная часть комнаты должна быть хорошо освещена. Для этого можно использовать несколько бра, чтобы был рассеянный свет.

Негативную роль на зрение оказывает компьютер. Школьнику до 7 лет вообще не рекомендуется сидеть за ним. Не слишком полезен для здоровья и телевизор. Ученикам младших классов следует смотреть фильмы и мультики не больше 40 минут в день. Детям ни в коем случае нельзя смотреть телевизор лежа – только сидя.

Хот-догам – до свидания!

Самое главное – ребенок утром обязательно должен завтракать. Причем не только бутербродами с чаем, но и кашей.  Вообще для здоровья ученика необходимо, чтобы он питался каждые четыре часа. Поэтому следует следить, чтобы ваш ребенок  в школе полноценно обедал, иначе свои карманные деньги он потратит на сухарики или шоколадки. Поменьше различных хот-догов, чизбургеров  и прочей новомодной, но вредной еды. Питание должно быть полноценным! Для активной работы мозга ученика очень полезны рыба, кефир, бананы, морепродукты, творог, яйца, мясо. Не помешает и кусочек черного шоколада.

Очень полезно давать школьнику пить витамины. Но перед этим следует посоветоваться с врачом.

Компьютеру – нет!

Многие школьники, вернувшись домой после уроков, сразу усаживаются  за компьютер якобы для «отдыха». Но родителям следует знать, это не отдых, а очень вредная привычка. И ей по мере возможности следует воспрепятствовать. Следует знать, что длительное сидение за компьютером и телевизором значительно снижает остроту зрения. Так что от компьютера после уроков лучше вообще отказаться.

Время просмотра телепередач должно быть не более двух часов два-три раза в неделю.

Контролируем осанку

Осанку должны контролировать не только учителя, но и родители. Рабочее место ребенка должно быть оборудовано столом, полочкой для книг, настольной лампой. Мебель должна быть подобрана правильно, а локти ученика при выполнении домашнего задания должны лежать на столе.

Во время подготовки уроков рядом с ребенком не должно быть отвлекающих факторов – включенного телевизора, радио, посторонних разговоров, иначе подготовка домашнего задания может затянуться до вечера.

Занимаемся спортом

Организм школьника не может обходиться без физической активности. Учебные нагрузки и сидение за компьютером сводят физическую активность к нулю, а это для здоровья просто недопустимо. Даже если у ребенка три раза в неделю уроки физкультуры, дома ему тоже требуется физическая нагрузка. А иначе в случае активного отдыха мышцы сразу будут уставать, пресс ломить. Рациональная физическая нагрузка – это профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной системы. Специалисты рекомендуют утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе.

Режим дня необходим

Специалисты заметили, что у школьников, которые соблюдают режим дня – просыпаются и ложатся спать по часам, делают уроки в одно и то же время, здоровье значительно лучше, чем у их  неорганизованных друзей. Поэтому родители должны приучать свое чадо менять вид деятельности в одно и то же время. Для нормального самочувствия спать следует ложиться не позднее 21 – 22 часов каждый вечер. Кроме того, лучше чередовать  умственную и физическую нагрузку. Очень полезно, чтобы после занятий в школе ваш ребенок сходил на занятия спортивной секции.

Примерный режим дня

7.00 – подъем. Утренняя зарядка, водные процедуры, утренний туалет до 7.30. Начинать день, по словам специалистов, лучше с утренней зарядки, которая помогает организму перейти от сна к бодрствованию. Предпочтительнее упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста должна составлять до 30 минут. Комплекс упражнений желательно менять каждую неделю. Рекомендуется обеспечить приток свежего воздуха во время занятий. После утренней зарядки ученикам неплохо бы принимать утренний душ. Причем постепенно его температуру следует снижать с 30 градусов до 20 – 15. Очень полезен и контрастный душ с чередованием теплого, прохладного и холодного потоков воды. Помогает прогнать сон и умывание прохладной водой. Очень полезны посещения с ребенком бассейна 2 – 3 раза в неделю.

Далее утренний завтрак 7.30 – 7.50. Завтрак должен быть горячим, состоящим из каши, картофельного или овощного блюда, плюс чай с молоком. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной обстановке. Во время еды детям не разрешается читать книги и разговаривать. Занятия в школе – с 8.30 до 12.30. Горячий завтрак в школе – около 11 часов. Дорога из школы домой с 12.30 до 13.00. Обед – с 13.00 до 14.00. Послеобеденный отдых или сон – до 14.30. Прогулки, игры или спортивные занятия на воздухе – с 15.00 до 16.00. Приготовление домашнего задания – с 16.15 до 17.30. Прогулка на свежем воздухе – с 17.30 до 19.00. Ужин, свободные занятия – с 19.00 до 20.00. Приготовление ко сну, гигиенические процедуры – с 20.00 до 20.30. Сон – с 20.30 до 7.00. Очень важно, чтобы ребенок ложился спать и вставал в одно и то же время. Необходимо, чтобы продолжительность сна составляла не менее 10,5 часа. Очень полезен сон при открытой форточке. К этому ребенка следует приучать с лета.

Главное – любовь

А еще психологи советуют не требовать от своего ребенка слишком многого. Совсем не обязательно, чтобы ваше чадо получало в школе одни пятерки. Не нужно упрекать малыша, если он схватит тройку, иначе вы выработаете в нем комплекс неполноценности. Лучше похвалите школьника за его старания, даже за малейшие успехи. Ведь для родителей гораздо важнее иметь здорового ребенка, а не больного, закомплексованного отличника.

Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей и вы его любите, несмотря на его оценки в дневнике.