Тимуровцы информационного общества

 



 

 

ОБ ИСТОРИИ ТИМУРОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ 

Тимуровец — понятие, пришедшее к нам из советских времён, обозначающее образцового школьника, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. Слово «тимуровец» происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям.Образ Тимура писатель ассоциировал со своим сыном Тимуром Аркадьевичем Гайдаром.После появления этой книги и стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно,так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали лучшей частью идеологической системы, сохраняя при этом дух волонтерства и добровольчества.В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара.Традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и во многом другом. Тимуровские команды и отряды создавались в Германии, Болгарии, Польши, Вьетнама, Чехословакии. При этом слово «тимуровец» звучало по-русски.В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов, а с 2009 года было инициировано новое Всероссийское детско-юношеское и молодежное тимуровское (добровольческое) движение по направлению «Тимуровцы информационного общества», призванное способствовать развитию волонтерского движения в помощь социально-незащищенным группам граждан в информационном обществе.

ЗАДАЧИ ДВИЖЕНИЯ 

Перед движением «Тимуровцы информационного общества» ставятся следующие задачи:

  • Проведение исследования компьютерной грамотности взрослого населения в регионах РФ.
  • Проведение исследования готовности молодежи (школьников, а также студентов) путем анкетирования в школах и вузах о готовности участвовать в добровольческом движении «Тимуровцы информационного общества».
  • Проведение при поддержке органов управления образованием региона ряда информационных мероприятий в школах и вузах выбранных регионов РФ с целью информирования молодежи о тимуровском движении и привлечение школьников и студентов к волонтерской работе.
  • Разработка интернет-портала проекта, адаптированного к нуждам и интересам взрослого населения с разделом, посвященном нуждам социально-незащищенных граждан в современном информационном обществе, а также сервисами поддержки пожилых граждан в области работы в сети Интернет.
  • Открытие и сопровождение «горячих линий» для участников проекта в регионах РФ для предоставления консультационных услуг в области интернет-права и социально ориентированных сервисов.
  • Разработка рекомендаций по работе с лицами старшего возраста, проведение психологических семинаров с участниками тимуровского движения.
  • Разработка методических рекомендаций по организации и проведению обучения.
  • Разработка и издание учебных пособий для использования в рамках обучения.
  • Организация учебного процесса и системы мониторинга прохождения обучения.
  • Разработка информационной системы учета населения, прошедшего обучение.
  • Разработка системы поощрения тимуровцев-волонтеров и слушателей и средств материального поощрения.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ

  • Повышение социальной защищенности лиц старшего возраста за счет использования возможностей современных ИКТ. Включение социально-незащищенных граждан в информационное общество позволит обеспечить устойчивое и стабильное социальное развитие за счет полноценного использования возможностей информационного общества.
  • Вовлечение молодежи в волонтерскую работу с населением старшего возраста. Актуальнейшие задачи воспитания молодого поколения в духе патриотизма, уважения к российской истории и культуре невозможны без организации тесного межпоколенческого общения между молодежью и людьми старшего возраста. Передача опыта от молодых пожилым поможет сломать сложившуюся парадигму взаимоотношений старшего и подрастающего поколений, что поможет наладить диалог между родителями и детьми.
  • Снижение социально-политической агрессии. Обучение пенсионеров силами молодежи позволит увеличить продолжительность активного трудового возраста, уменьшить социальную изоляцию пожилых граждан и повысить качество жизни.
  • За счет развития навыков населения гарантируется равный уровень доступности информации и технологий независимо от пола, возраста, места проживания и социального положения. Проект обеспечивает реализацию прав граждан на получение, хранение и передачу информации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также стимулирует применение гражданами и организациями информационных и телекоммуникационных технологий, невзирая на их возраст. Использование государственных услуг в электронном виде особенно актуально для лиц старшего возраста, и проект поможет предоставить им необходимые для этого знания и навыки.
  • Духовно-нравственное воспитание молодежи. Тесное общение с людьми старшего возраста поможет развитию у молодых волонтеров таких черт как сострадание, умение и готовность помогать, стрессоустойчивость, внимание к пожилым людям, качества и навыки, необходимые для преподавательской деятельности. Полученный в ходе проекта опыт поможет молодым людям быстрее пройти процесс социализации (что особенно актуально для старшеклассников), не потеряв контакта со старшим поколением.
  • Развитие экономики на основе ИКТ. Сделать массовое обучение граждан основам информационных технологий позволит не только сделать востребованной техническую инфраструктуру, существенно увеличив объем продаж товаров и услуг через сеть Интернет, но и привлечь инвестиции в другие секторы экономики (например, транспорт, почта, продажа и обслуживание оргтехники и т.д.). Население сможет через сеть Интернет получать качественную консультативную помощь у лучших специалистов страны в области медицины, юриспруденции, образования, налогообложения и т.д., а также получит возможность удаленно работать с банками и другими финансовыми учреждениями.
  • Создание основ для устойчивого развития образовательной инфраструктуры. Созданные в рамках проекта методические наработки, а также полученный опыт обучения граждан могут быть использованы в рамках государственных образовательных программ.

В настоящее время Движение запущено и реализуется в Приморском, Ставропольском, Хабаровском, Краснодарском краях, Смоленской, Ульяновской, Ленинградской, Новосибирской, Еврейской автономной, Челябинской, Омской, Свердловской, Нижегородской областях, республиках Саха (Якутия) и Карачаево-Черкесия, городах Москва и Санкт-Петербург.

 

Наша школа участвует во Всероссийском проекте «Тимуровцы информационного общества». Учащиеся школы будут обучать жителей нашего поселения работе па ПК. Мы уже получили учебники для занятий.

Список обучающих

Список обучаемых

Шпиренок С.

Шпиренок Н.А.

Чередниченко К.

Пахотина В.М.

Крюк Л.

Семкина Ю.С.

Межуева А.

Дергачева Г.А.

Дергачев В.

Лыкова Ф.Я.


Всероссийская программа
обучения компьютерной грамотности «КиберЛИКБЕЗ»

 

 

Согласно Перечню поручений Президента РФ по итогам совместного заседания Государственного совета и Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества от 30.12.2009, Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено обеспечить подготовку типовых обучающих программ, направленных на совершенствование навыков по использованию современных информационно-коммуникационных технологий гражданами России.

В связи с этим Российское Агентство развития информационного общества (РАРИО) совместно с ведущими ВУЗами страны разрабатывает первую отечественную  программу обучения компьютерной грамотности и в настоящее время работает над созданием национального стандарта знаний в области информационных технологий, а также других новейших российских учебно-методических материалов, подходящих для проведения обучения граждан навыкам работы с компьютером.Всероссийская программа обучения компьютерной грамотности «КиберЛИКБЕЗ» (ВПО «КиберЛИКБЕЗ») – это новый уникальный комплексный проект обучения широких масс населения использованию ресурсов информационного общества, в т.ч. электронного государства, который в будущем должен стать обязательной частью программ переподготовки кадров и национальным стандартом знаний в области компьютерных технологий для начинающих пользователей.Проект имеет российскую социально-политическую направленность и ориентирован на формирование свободного обращения информации между государством и гражданином. ВПО «КиберЛИКБЕЗ» предназначена для людей, никогда прежде не работавших с компьютером, но желающих войти в мировое информационное сообщество и научиться использовать компьютер в повседневной жизни. Программа написана простым, доходчивым языком с учетом национальной ментальности и наполнена яркими иллюстрациями в традициях русского лубка, исключена сложная профессиональная терминология.

 

Аркадий Петрович ГАЙДАР  «Тимур и его команда»